РЕЙТИНГ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
10 апреля 2023 | 06:42

Плиты на балконах, "Кошкин дом" и мозаики. Чем удивляет Астана?

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.


Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.

Нашу прогулку мы начали на проспекте Женис. Как и в прошлогоднем репортаже, Темиртас показал нам так называемый индустриальный дизайн города, который вы вряд ли встретите где-то еще. 

На первый взгляд сразу и не поймешь, что же тут интересного. А дело вот в чем. Во второй половине прошлого столетия, когда появился запрет на использование газовых баллонов в советских квартирах, на местном заводе осталось много выпущенных, но не проданных газовых плит.

Металлические детали этих плит - варочная поверхность, боковины и крышки - в итоге были использованы для облицовки балконных перегородок. 

Вот такое необычное решение для использования невостребованных плит придумали архитекторы. Они по-прежнему украшают балконы. 

Наш фотокорреспондент Турар Казангапов вспомнил, что не один год снимал квартиру в одном из этих домов, но никогда не обращал внимание на эту деталь. 

Пройдя еще немного по проспекту Женис, можно увидеть телевышку. В наши дни у большинства фотографов есть квадракоптеры, благодаря которым они снимают панорамы города. Однако полвека назад таких технологий не было. Целиноградские фотожурналисты взбирались на эту телевышку и делали снимки с высоты птичьего полета.

Вот примеры работ фотожурналиста Нурмухамата Имамова, о нем мы писали в одной из наших публикаций. Ну а ниже несколько снимков, сделанные им с телевышки в 1963 году.

На этих снимках видно, как застраивалась правобережная часть будущей столицы Казахстана. Кажется, что стройка в Астане не заканчивалась никогда, ведь сейчас подобные пейзажи можно наблюдать на левом берегу, где возводятся новые районы с жилыми комплексами.

На снимке ниже можно заметить элеватор. Он стоит и даже функционирует до сих пор. К нему-то мы и направляемся далее. 

Но сначала Темиртас показал нам несколько интересных деталей на улице Молдагуловой. 

На этом доме по-прежнему сохранилась табличка со старым названием улицы и прежним номером многоэтажки. 

Ну а если зайти во двор и внимательно посмотреть на дверь одного из подъездов, можно заметить кое-что еще. 

Эти детали, по словам Темиртаса, были сняты с тепловоза. Как он сам предполагает, в этом подъезде мог жить или живет человек, работавший в вагонно-ремонтном депо или на вокзале. Слева логотип чешского завода машиностроения и электротехники, справа – герб СССР. К двери они были прикручены, судя по всему, для красоты. 

"Знаменитые чехословацкие трамваи Татра КТ4 до сих пор возят пассажиров в Темиртау и Усть-Каменогорске. Они также составляли большую часть трамвайного депо Алматы (до 2015 года). В Целинограде ЧКД стала известна благодаря прибывшим сюда тепловозам, которые они производили", - рассказал исследователь.

А вот и тот самый (с архивного снимка Имамова, который мы показали выше) первый зерновой элеватор Акмолинска.

По словам Темиртаса, в 1960-е годы нему был пристроен новый производственный корпус из сборного железобетона. Именно на нем сейчас красуется легендарная надпись на русском и казахском языках: "Целина поднята - подвиг продолжается". По своей высоте и размерам с этим элеватором в середине прошлого века долгое время не могли сравниться никакие жилые или общественные здания города.
В годы освоения целины элеватор и хлебоприемный пункт осуществляли приемку зерна со всей области. В казахстанских полях и пунктах приема зерна трудились тысячи добровольцев со всего СССР.

На строении сохранен и даже подкрашивается по сей день рисунок с колосьями и надписью.


Студенты Московского института пищевой промышленности на уборке урожая в Акмолинске. 1958 год. Фото предоставлены платформой Fading.TSE.

Возвращаемся на проспект Женис и заходим на территорию агротехнического университета. Многие видели его лицевую сторону с проезжей части. Но самое интересное таится здесь, где сохранился исторический облик. Это здание является первым высшим учебным заведением Акмолинска и области, открытое в 1957 году. 

Вот как оно выглядело раньше.

К слову, на территории университета есть другое, не менее интересное строение. Неоклассическое здание, которое построено в 1949 году, как гласит надпись на фасаде. Сейчас это факультет общественных профессий. Но многим выпускникам данного вуза он известен как студенческий клуб или "Кошкин дом".

"Студенческая байка гласит, что в университете училась студентка Кошкина, которую отчислили, но она устроилась в клуб работать то ли гардеробщицей, то ли уборщицей. И якобы в честь ее фамилии студенты прозвали это здание Кошкиным домом. По другой версии, из-за того что здесь проводились танцы, и дом этот ходуном ходил, как в сказке. Но как мне сообщила одна из бывших преподавателей факультута, здание прозвали в народе по фамилии заведующей Котовой", - рассказывает Темиртас.

Прогуливаемся по району далее. Еще одна отсылка к периоду, когда город назывался Целиноградом, - экстерьерные щиты с изображениями колосьев, украшающие балконы по сей день.

В квартале Алтынсарина (Тимирязева) - Кутпанова (Линейная) - Алтынемел (Либнехта) - Есенберлина (Монина) сохранился целый квартал двухэтажных кирпичных жилых домов, которые были построены в 1950 году для работников Министерства путей сообщения СССР.

Заглянув внутрь и изучив подъезды, можно сделать вывод, что жильцы, как могут, ухаживают за местом, в котором обитают.

А ведь такой чистоты и свежего ремонта, пусть и не с современным дизайном, не увидишь даже в некоторых новых жилых комплексах.

На придомовых территориях некоторые разбивают огороды и цветники. Наверняка летом здесь по-своему красиво и уютно.

О том, где находится следующая художественная композиция, Темиртас попросил не рассказывать в публикации. Скажем лишь, что она очень тщательно скрыта от глаз прохожих и, к сожалению, постепенно разрушается.

"С одной стороны изображен парень, с другой – девушка. Композиция города, отсылки к целиноградскому периоду, цветы, орнаменты, колоски пшеницы, заводы и так далее. Лицо девушки посредине, к сожалению, разрушилось. Эта работа, шамот с глазурью, предположительно, выполнена целиноградским художником Элдаром Бордзикашвили. Однако достоверно неизвестно, чья это работа. Ни в каких каталогах ее нет", - рассказывает Темиртас Искаков.

"Мне об этой работе рассказали подписчики. Была задумка сохранить ее и передать музею. Но вопрос в том, как ее отсюда демонтировать, чтобы окончательно не доломать?" - задается вопросом исследователь.

А это одна из двух сохранившихся в городе водонапорных башен. Обе находятся в частных руках. Конкретно эта когда-то использовалась для заправки поездов водой. 

Вторая, такая же, более известна горожанам, так как расположена в исторической части Астаны, на улице Кенесары, и принадлежит ресторану.

До следующего объекта нам пришлось немало проехать на автомобиле в промышленный район города. Сейчас здесь частное общежитие, но раньше это был административный корпус знаменитого завода "Казахсельмаш" с главной проходной. На нем пока еще сохранились два мозаичных панно: "Труд" и "Октябрь". Монументальная композиция из смальты выполнена художником Василием Товтиным.

На одной из них (более разрушенной) изображена тема революции и становления Советского союза. Если приглядеться, можно разглядеть лицо Ленина.

"На второй мозаике отражена тема труда: детали сельхозмашин, рабочие и крестьяне. Завод "Казахсельмаш" был основан в 1969 году на базе цеха завода "Целиноградсельмаш" как часть этого производственного объединения – крупнейшего в СССР предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Завод выпускал сеялки, культиваторы, запчасти к сельхозмашинам, товары садово-огородного и спортивного назначения и так далее", - рассказал исследователь.

Вот как это место выглядело полвека назад.


Административный корпус и проходная завода "Казахсельмаш". 1971 год.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

"В этом месте когда-то был мощный промышленный комплекс: лесообрабатывающий завод, керамический комбинат, завод "Казахсельмаш", чугунно-литейный завод, завод ЖБИ, ДСК и многие другие. Один из немногих, действующий по сей день - это вагонно-ремонтный завод. Некоторые из цехов используются разными, более мелкими предприятиями. Другие пустуют и постепенно разрушаются", - резюмировал Темиртас Искаков.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов, а также с сайта imamov.kz и из архива платформы Fading.TSE.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 488.23   530.57   5.03 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети