Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.
Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.
Нашу прогулку мы начали на проспекте Женис. Как и в прошлогоднем репортаже, Темиртас показал нам так называемый индустриальный дизайн города, который вы вряд ли встретите где-то еще.
На первый взгляд сразу и не поймешь, что же тут интересного. А дело вот в чем. Во второй половине прошлого столетия, когда появился запрет на использование газовых баллонов в советских квартирах, на местном заводе осталось много выпущенных, но не проданных газовых плит.
Металлические детали этих плит - варочная поверхность, боковины и крышки - в итоге были использованы для облицовки балконных перегородок.
Вот такое необычное решение для использования невостребованных плит придумали архитекторы. Они по-прежнему украшают балконы.
Наш фотокорреспондент Турар Казангапов вспомнил, что не один год снимал квартиру в одном из этих домов, но никогда не обращал внимание на эту деталь.
Пройдя еще немного по проспекту Женис, можно увидеть телевышку. В наши дни у большинства фотографов есть квадракоптеры, благодаря которым они снимают панорамы города. Однако полвека назад таких технологий не было. Целиноградские фотожурналисты взбирались на эту телевышку и делали снимки с высоты птичьего полета.
Вот примеры работ фотожурналиста Нурмухамата Имамова, о нем мы писали в одной из наших публикаций. Ну а ниже несколько снимков, сделанные им с телевышки в 1963 году.
На этих снимках видно, как застраивалась правобережная часть будущей столицы Казахстана. Кажется, что стройка в Астане не заканчивалась никогда, ведь сейчас подобные пейзажи можно наблюдать на левом берегу, где возводятся новые районы с жилыми комплексами.
На снимке ниже можно заметить элеватор. Он стоит и даже функционирует до сих пор. К нему-то мы и направляемся далее.
Но сначала Темиртас показал нам несколько интересных деталей на улице Молдагуловой.
На этом доме по-прежнему сохранилась табличка со старым названием улицы и прежним номером многоэтажки.
Ну а если зайти во двор и внимательно посмотреть на дверь одного из подъездов, можно заметить кое-что еще.
Эти детали, по словам Темиртаса, были сняты с тепловоза. Как он сам предполагает, в этом подъезде мог жить или живет человек, работавший в вагонно-ремонтном депо или на вокзале. Слева логотип чешского завода машиностроения и электротехники, справа – герб СССР. К двери они были прикручены, судя по всему, для красоты.
"Знаменитые чехословацкие трамваи Татра КТ4 до сих пор возят пассажиров в Темиртау и Усть-Каменогорске. Они также составляли большую часть трамвайного депо Алматы (до 2015 года). В Целинограде ЧКД стала известна благодаря прибывшим сюда тепловозам, которые они производили", - рассказал исследователь.
А вот и тот самый (с архивного снимка Имамова, который мы показали выше) первый зерновой элеватор Акмолинска.
По словам Темиртаса, в 1960-е годы нему был пристроен новый производственный корпус из сборного железобетона. Именно на нем сейчас красуется легендарная надпись на русском и казахском языках: "Целина поднята - подвиг продолжается". По своей высоте и размерам с этим элеватором в середине прошлого века долгое время не могли сравниться никакие жилые или общественные здания города.
В годы освоения целины элеватор и хлебоприемный пункт осуществляли приемку зерна со всей области. В казахстанских полях и пунктах приема зерна трудились тысячи добровольцев со всего СССР.
На строении сохранен и даже подкрашивается по сей день рисунок с колосьями и надписью.
Студенты Московского института пищевой промышленности на уборке урожая в Акмолинске. 1958 год. Фото предоставлены платформой Fading.TSE.
Возвращаемся на проспект Женис и заходим на территорию агротехнического университета. Многие видели его лицевую сторону с проезжей части. Но самое интересное таится здесь, где сохранился исторический облик. Это здание является первым высшим учебным заведением Акмолинска и области, открытое в 1957 году.
Вот как оно выглядело раньше.
К слову, на территории университета есть другое, не менее интересное строение. Неоклассическое здание, которое построено в 1949 году, как гласит надпись на фасаде. Сейчас это факультет общественных профессий. Но многим выпускникам данного вуза он известен как студенческий клуб или "Кошкин дом".
"Студенческая байка гласит, что в университете училась студентка Кошкина, которую отчислили, но она устроилась в клуб работать то ли гардеробщицей, то ли уборщицей. И якобы в честь ее фамилии студенты прозвали это здание Кошкиным домом. По другой версии, из-за того что здесь проводились танцы, и дом этот ходуном ходил, как в сказке. Но как мне сообщила одна из бывших преподавателей факультута, здание прозвали в народе по фамилии заведующей Котовой", - рассказывает Темиртас.
Прогуливаемся по району далее. Еще одна отсылка к периоду, когда город назывался Целиноградом, - экстерьерные щиты с изображениями колосьев, украшающие балконы по сей день.
В квартале Алтынсарина (Тимирязева) - Кутпанова (Линейная) - Алтынемел (Либнехта) - Есенберлина (Монина) сохранился целый квартал двухэтажных кирпичных жилых домов, которые были построены в 1950 году для работников Министерства путей сообщения СССР.
Заглянув внутрь и изучив подъезды, можно сделать вывод, что жильцы, как могут, ухаживают за местом, в котором обитают.
А ведь такой чистоты и свежего ремонта, пусть и не с современным дизайном, не увидишь даже в некоторых новых жилых комплексах.
На придомовых территориях некоторые разбивают огороды и цветники. Наверняка летом здесь по-своему красиво и уютно.
О том, где находится следующая художественная композиция, Темиртас попросил не рассказывать в публикации. Скажем лишь, что она очень тщательно скрыта от глаз прохожих и, к сожалению, постепенно разрушается.
"С одной стороны изображен парень, с другой – девушка. Композиция города, отсылки к целиноградскому периоду, цветы, орнаменты, колоски пшеницы, заводы и так далее. Лицо девушки посредине, к сожалению, разрушилось. Эта работа, шамот с глазурью, предположительно, выполнена целиноградским художником Элдаром Бордзикашвили. Однако достоверно неизвестно, чья это работа. Ни в каких каталогах ее нет", - рассказывает Темиртас Искаков.
"Мне об этой работе рассказали подписчики. Была задумка сохранить ее и передать музею. Но вопрос в том, как ее отсюда демонтировать, чтобы окончательно не доломать?" - задается вопросом исследователь.
А это одна из двух сохранившихся в городе водонапорных башен. Обе находятся в частных руках. Конкретно эта когда-то использовалась для заправки поездов водой.
Вторая, такая же, более известна горожанам, так как расположена в исторической части Астаны, на улице Кенесары, и принадлежит ресторану.
До следующего объекта нам пришлось немало проехать на автомобиле в промышленный район города. Сейчас здесь частное общежитие, но раньше это был административный корпус знаменитого завода "Казахсельмаш" с главной проходной. На нем пока еще сохранились два мозаичных панно: "Труд" и "Октябрь". Монументальная композиция из смальты выполнена художником Василием Товтиным.
На одной из них (более разрушенной) изображена тема революции и становления Советского союза. Если приглядеться, можно разглядеть лицо Ленина.
"На второй мозаике отражена тема труда: детали сельхозмашин, рабочие и крестьяне. Завод "Казахсельмаш" был основан в 1969 году на базе цеха завода "Целиноградсельмаш" как часть этого производственного объединения – крупнейшего в СССР предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Завод выпускал сеялки, культиваторы, запчасти к сельхозмашинам, товары садово-огородного и спортивного назначения и так далее", - рассказал исследователь.
Вот как это место выглядело полвека назад.
Административный корпус и проходная завода "Казахсельмаш". 1971 год.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
"В этом месте когда-то был мощный промышленный комплекс: лесообрабатывающий завод, керамический комбинат, завод "Казахсельмаш", чугунно-литейный завод, завод ЖБИ, ДСК и многие другие. Один из немногих, действующий по сей день - это вагонно-ремонтный завод. Некоторые из цехов используются разными, более мелкими предприятиями. Другие пустуют и постепенно разрушаются", - резюмировал Темиртас Искаков.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов, а также с сайта imamov.kz и из архива платформы Fading.TSE.