Ролью в "АЛЖИРе" хотела отдать дань моему казахскому народу, доброму и отзывчивому
Наталья Аринбасарова не нуждается в представлении и тем более в пиаре. У нее десятки сценических имен, и каждый из нас помнит свое, полюбившееся с детства или уже в зрелом возрасте: Алтынай, Маншук, Айжан, Камшат, Катира, Байлам. Во всех этих женщин вдохнула жизнь одна-единственная, сумевшая и в преклонном возрасте оставаться на высоте и быть востребованной.
Жена трех и мать двух талантливых режиссеров, Наталья Аринбасарова никогда не ассоциировалась только со знаменитыми родственниками. Она была и остается самобытной актрисой, затмившей звезд мировой величины, запомнившейся лучшими образами из фильмов, ставшей практически именем нарицательным. 24 сентября наша Наташа отмечает день рождения. Мы пригласили Наталью Утевлевну в преддверии ее личного праздника, чтобы поговорить о кино и вообще обо всем на свете с, пожалуй, самой известной казахской актрисой.
- TENGRINEWS:
Наталья Утевлевна, судя по вашему расписанию, человек вы очень занятой. Над чем сейчас работаете, где снимаетесь?
- Наталья Аринбасарова
Я не очень занятой человек, просто так получилось (скромничает актриса - прим.). Летом же вся работа. В августе начинаются съемки в большом шестнадцатисерийном сериале. Сейчас идет подготовка, репетиции, примерка костюмов.
А вообще, я снимаюсь уже только тогда, когда мне это доставляет удовольствие. Уже не очень хочется сниматься, потому что это я раньше играла героинь, главные роли. От качества моей работы зависело качество фильма. Сейчас роли уже небольшие, но мне доставляет огромное удовольствие играть старушек разного характера - и боевых, и нежных, и добрых. И можно уже не думать, с какого ракурса тебя снимают, как ты выглядишь, а думать только о характере.
Фото с сайта kulturologia.ruВсю жизнь я играла роли драматические, где все время приходилось переживать, плакать. А сейчас я стараюсь использовать свои комедийные способности, если они у меня есть (смеется). Дочка говорит: "Мама, ты хорошая комедийная актриса". Сериал, о котором я сказала выше, как раз она снимает. Не буду название пока говорить, не знаю, можно ли. Довольно большая роль, вчера вот костюмы потрясающие предложила художница.
- TENGRINEWS:
Помимо работы в кино, чем-нибудь еще занимаетесь?
- Наталья Аринбасарова
Меня часто приглашают на телевидение. Моя жизнь началась с фильма "Первый учитель", айтматовская героиня. И Чингиз Торекулович как бы через всю жизнь со мной проходит. Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, замечательного композитора, предложила несколько лет назад сделать программу: я читаю поэтическую прозу Чингиза Торекуловича, а в перерывах звучит органная музыка, но не только авторства Таривердиева. Он дружил с Чингизом Айтматовым, у него много произведений на восточную тему.
Наталья Аринбасарова в роли Алтынай в фильме "Первый учитель". Фото ©РИА НовостиНо там и Римский-Корсаков, и Бородин, и японские композиторы. Это очень интересный концерт. Причем самый первый был в Астане (прим. - Нур-Султан). Конечно, концерт не для всех. Наверное, для тех, кто любит музыку, орган, хорошую литературу. К сожалению, этот концерт мы можем давать только в тех городах, где есть органный зал, чаще всего это бывает в соборах. Все-таки нас пригласили даже в Японию, мы там давали один концерт. А за это нам подарили недельное пребывание там. Вот такая концертная у меня деятельность.
Ну и, конечно, для меня семья очень важны, мои дети. А сейчас у меня уже есть маленький внук Тимур, которому два года и четыре месяца. Егор (прим. - Егор Кончаловский, сын Натальи Аринбасаровой) его назвал в честь Тамерлана. Это моя любовь. Мне кажется, что я вернулась на пятьдесят лет назад, потому что он очень похож на Егора маленького. Это доставляет мне огромную радость. Когда мои дети росли, я тогда много работала, уезжала в экспедиции. И у меня не было возможности вот так подробно наблюдать, как день ото дня ребенок меняется.
- TENGRINEWS:
С чего началась ваша работа в сериале "АЛЖИР"? Дети посоветовали или режиссер сам нашел вас?
- Наталья Аринбасарова
Снимал этот фильм Александр Касаткин, очень серьезный, вдумчивый режиссер. Страшно переживал за все, что происходило на площадке. Он однокурсник моей дочки Кати (прим. - Екатерина Двигубская, режиссер), они вместе учились на высших режиссерских курсах. Катя сказала: "Мама, соглашайся. Это очень хороший режиссер". И я сразу согласилась. Не было никаких проб. Я играла старуху Байлам, которую все немножко побаивались. Может, она занималась шаманскими делами и за это ее посадили. В общем, она пользовалась авторитетом среди заключенных. И даже страшные уголовницы, которые всех мучили, ее не трогали. Моя линия потом обрывается. Наверное, она отсидела свое и ее выпустили. Должна сказать, что эта тема мне всю жизнь была страшно интересна.
Кадр из сериала "АЛЖИР"(...) И, конечно, я много слышала о страшных репрессиях. Даже директор интерната, где я жила, когда училась в хореографическом училище Большого театра, однажды сказала мне во время прогулки по Лубянке: "Наташенька, только ты никому не говори. Но ты знаешь, ведь сколько этажей этот дом идет ввысь, столько же этажей он идет и вниз" (прим. - здание НКВД с 1934 г.).
Потом я помню, как к Сергею Владимировичу и Наталье Петровне Михалковым приезжал в гости человек, который рассказывал, как его пытали в этих застенках, чтобы он донос на кого-то написал. Переломали все кости и сказали, что, если вы этого не сделаете, мы вольем вам керосин в кровь. По его словам, они это сделали и после всего он остался инвалидом. Не знаю, возможно ли вообще выжить после такого… Когда я это услышала, рыдала три дня. Все-таки очень трудно в такое поверить.
Еще у Натальи Петровны была подруга Нина Павловна Герасимова. Она мне тоже показывала свои фотографии и рассказывала, что была замужем за пролетарским поэтом Михаилом Герасимовым. Его арестовали, а ее сослали в Казахстан. Она была светская львица, в ее литературном салоне бывали Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Невероятной красоты женщина была, все эти голливудские дивы ей в подметки не годились. Именно она ввела в этот салон молоденькую Наташу Кончаловскую. И вдруг ее арестовывают, и она становится ЧСИРкой (прим. - член семьи изменника Родины). Сложно даже выговорить это страшное слово... (вздыхает)
Экспозиция из музейно-мемориального комплекса "АЛЖИР"Когда я с ней познакомилась, она жила в нашем доме, готовила нам еду. Она рассказывала, как жили в АЛЖИРе. Говорит, если раздобудешь кусочек жира, его не ели, а мазали на лицо, чтобы как-то сохранить свою внешность. Она заразилась там бруцеллезом. Когда приехала в Москву, никто не пустил ее на порог, даже дочка. Помог ей Сергей Владимирович Михалков, выбил ей комнатку и к ее мизерной пенсии всю жизнь доплачивал деньги. Конечно, психически она уже была больной человек, сломленный. Закончила она плохо – выбросилась из окна… Эта тема для меня очень болезненная. Я была рада, что хотя бы на съемочной площадке я могу все это прочувствовать, прикоснуться к этому материалу.
- TENGRINEWS:
Расскажите об актрисах, которые снимались с вами в "АЛЖИРе"
- Наталья Аринбасарова
Замечательно играли актрисы: Катя Гусева, Даша Екамасова. Даша играла главную роль – Ольгу Павлову. Коршунова играла эту гадину уголовницу Аглаю. Потрясающая работа у Ольги Лапшиной, которая играла коммунистку Лазуркину. Несмотря на то что ее, такую преданную всем этим идеям, арестовали и посадили, она все равно продолжает верить, писать письма Сталину. Когда вдруг все это рушится, она просто умирает. Актрисы даже говорили, что хотят почувствовать, что это такое - быть грязными, не мыться, как те заключенные. Когда я увидела, с какой самоотдачей они играют, это поразило меня.
Наталья Аринбасырова и Дина Тасбулатова. Кадр из сериала "АЛЖИР"Диночка Тасбулатова, казахстанская актриса, которая тоже снималась в этом фильме, очень помогала мне на съемках. Она замечательно играет, хоть у нее и была очень тяжелая роль. Ее там просто хватают в степи и бросают в лагерь вместо сбежавшей заключенной. А у нее маленький ребенок, набухает грудь, она страшно мучается. Байлам приносит ей щенка, чтобы он ей молоко как-то оттянул. В общем, замечательная актриса: красивая, молодая, статная. Я ей очень благодарна и желаю, чтобы у нее в кино было еще много-много ролей.
- TENGRINEWS:
А вам удалось побывать в музее АЛЖИРа?
- Наталья Аринбасарова
Этим летом нас с Егором пригласили быть международными наблюдателями на выборах, мы полетели в Казахстан. И я попросила отвезти меня на то место, где стоял АЛЖИР. Там находится мемориальный музей. Я увидела эти фотографии и вспомнила, что, оказывается, была знакома с какими-то из этих женщин. Мать писателя Василия Аксенова Евгения Соломоновна Гинзбург жила со мной в одном подъезде, актриса Данута Столярская, которая снималась в фильме "Песнь о Маншук", мать Майи Плисецкой, Наталья Сац, которая потом создала знаменитый одноименный театр… В общем, так много знакомых. А я и не знала, что они сидели и целый период их жизни был украден.
Музейно-мемориальный комплекс "АЛЖИР". Фото ©Мирхат АжигалиевТяжело было сниматься. Я думала: ну скорей бы это закончилось. Несмотря на то что вечером я приезжала в хорошую гостиницу, принимала душ, психологически было тяжело все это переживать, играть эти сцены.
Музейно-мемориальный комплекс "АЛЖИР". Фото ©Турар Казангапов- TENGRINEWS:
Когда сериал уже вышел, вам понравилось?
- Наталья Аринбасарова
Я его посмотрела. Моя подруга, очень добрая женщина, сказала: "Не буду смотреть. Неужели люди были такие звери? Это же наши люди!" А я говорю, ты понимаешь, эти надзиратели, попав в этот лагерь, тоже были наказаны, они тоже жили в тяжелейших условиях и были злобные.
Я сейчас вернулась из круиза, в котором мы посещали многие монастыри, в частности, в которых содержались заключенные. Нам рассказывали, что часто эти надзиратели были уже такие озверелые от всей этой жизни, что издевались, чтобы просто как-то развлечься: выставляли комарам на съедение, обливали ледяной водой, заставляли лезть в холодную прорубь. К сожалению, все это правда, так человек устроен. Смотреть этот фильм нелегко, но я считаю, что такие фильмы снимать надо, чтобы это не забыли, чтобы это никогда не повторилось.
- TENGRINEWS:
Актеры, выходцы из советской школы, с теплотой вспоминают классическую актерскую школу, в которой они учились. Как вы считаете, актуальна ли она сейчас или у нового времени совсем другие требования?
- Наталья Аринбасарова
Я думаю, что актуальна. Систему Станиславского никто не отменял. Каждый актер должен ее знать. Нам во ВГИКе все преподавали: и движение, и сценическую речь, и фехтование, учили нас падать и кувыркаться, ездить на лошадях. Актер должен уметь все! Я смотрю на современных актеров, они, кроме всего прочего, накачаны, у них прекрасные тела, потому что большая конкуренция, всем хочется сниматься. Поэтому школа актуальна.
Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Кто были вашими первыми и любимыми учителями?
- Наталья Аринбасарова
Мне в этом смысле очень повезло. Сначала я училась в хореографическом училище Большого театра, где у меня были потрясающие учителя. Это был золотой век советского балета, великие балерины и танцовщики приходили к нам в училище и преподавали. Переодевались с нами рядом в раздевалках, шли в зал, так же потели, показывая нам движения, ругали нас, шлепали. Жесткая была школа, но это была великая школа. Я очень рада, что у меня в жизни было такое образование и такая подготовка. Вообще, говорили, что в то время, когда я училась, система обучения была такой же, как в Императорской балетной академии.
Фото с сайта kino-novosti.org.uaГалина Уланова к нам приходила, рассказывала, принимала экзамены. Дуэтно-классический танец у меня преподавал Леонид Жданов, муж Улановой, ее партнер. Он со мной готовил дипломный номер, па-де-де из балета "Тщетная предосторожность". Мне говорят: "У вас нет звездной болезни". Какая звездная болезнь может быть, когда такие великие люди были рядом? Когда мы, участвуя в спектакле, стояли за кулисами и слышали их дыхание, наблюдали, как они работают.
Ну и, конечно, Сергей Апполинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова – мои учителя уже в кино. Герасимов считался лучшим педагогом, половина советского кинематографа – его ученики. Кого ни назови - Гурченко, Лужина, Польских – все ученики Герасимова, великие актеры. А главное, что у них не было своих детей, поэтому мы были для них дети. Они все про нас знали: у кого кто родился, как назвали. Самое главное, что они учили нас не только профессии.
Помню, Тамара Федоровна мне сказала: "Наташенька, у тебя нет опасности переиграть, у тебя есть опасность недоиграть. У тебя такое чувство правды, ты не соврешь". И еще они в нас воспитывали людей, граждан своей страны. Апполинариевич всегда говорил: "Можете делать все, что захотите, кроме порнографии и контрреволюции" (смеется). Это был его лозунг. Очень приветствовал, когда ребята сами писали. Ему было интересно, кто на что способен, кто чем дышит, о чем думает.
Кадр из художественного фильма "Джамиля". Фото ©РИА НовостиТамара Федоровна учила нас манерам. Меня, правда, этому в балетной школе научили. Но для учеников из провинции это было очень полезно. Во-первых, учила, как носить кринолин. Помните ее в фильме "Маскарад"? Как она там двигается – прелесть! Учила за столом себя вести, как обращаться с предметами. В общем, очень нужные вещи. Ну и, конечно, было приятно с ними общаться просто как с людьми.
Помню, когда снимался фильм "У озера", мы жили на Байкале. Каждый вечер ждали, пригласит ли нас Сергей Апполинариевич на ужин. Помню, как побежала в лес и нашла пень, усыпанный опятами. Собрала их быстро в подол, прибежала на площадку: "Сергей Апполинариевич, посмотрите, сколько грибов!" Он взял ведро, пошел со мной к этому пню, набрали ведра три этих опят. А вечером сам почистил их, помыл. И эти вечера, ужины, когда он угощал нас хорошим хересом, всегда начинались с рассказов. Это было незабываемое время. Наш курс считался очень интересным, звездный курс. Называли его "курс четырех Наташ": Наташа Гвоздикова, Наташа Белохвостикова, Наташа Бондарчук и Наташа Аринбасарова.
Актрисы Светлана Тома, Наталья Гвоздикова, Наталья Егорова и Наталья Аринбасарова. Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Что бы вы посоветовали молодым актерам, кроме как работать, работать и еще раз работать?
- Наталья Аринбасарова
Я бы посоветовала все-таки выбирать, не соглашаться на все. Выбирать роли, где будет интересно. Как говорил Сергей Апполинариевич: "Когда ты за что-то берешься, всегда задавай себе вопрос, во имя чего ты творишь". Если вы будете об этом думать, никогда не ошибетесь. В "АЛЖИРе" мне было интересно показать, как казахи помогали во время войны, делились последними кусочками, чтобы люди не умерли с голоду.
Такая роль у меня была в фильме "Правосудие волков" по роману Владимира Кунина, где я играла дворничиху. Все эти дворники раньше были осведомителями, но она очень хорошей бабкой была. Выручила главного героя, когда его арестовал НКВД. Ворвалась туда, всех растолкала, наорала. В итоге они отпустили мальчика. У зрителей на этой сцене всегда восторг, аплодируют. Делилась она с этим русским мальчиком лепешкой, сахаром. Вот в этой маленькой роли я хотела отдать дань уважения моему казахскому народу, очень доброму, отзывчивому. Так они помогали выжить людям в трудные времена.
- TENGRINEWS:
Чей совет вам запомнился на всю жизнь, и он до сих пор помогает вам?
- Наталья Аринбасарова
В балетной школе со мной в одном классе училась Гаянэ Джигарханян, двоюродная сестра Армена Джигарханяна – очень умная, начитанная. Однажды она сказала фразу: "Пусть между целью и тобой грохочет всех морей прибой, посмеешь ль ты с пути свернуть?" И я взяла эту фразу за девиз своей жизни.
- TENGRINEWS:
Вам интересна актерская тусовка или вы предпочитаете уединение?
- Наталья Аринбасарова
Я очень люблю общаться с людьми. Тем более у нас круг очень интересный. Люблю ездить на фестивали, потому что там встречаешься с актерами, режиссерами, возникают новые идеи. Фильм "Молитва Лейлы" родился на "Киношоке" (прим. - открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии), на пляже. Мой друг, режиссер Сакен Нарымбетов, писал и читал мне сцены. Ну и, конечно, когда в Москве проходят какие-то мероприятия, я охотно бываю. Очень люблю выходить с детьми – с Егором и Катей. Было время, когда они были молодые, я выходила и как бы выводила их в свет, но теперь они меня выводят (смеется). Я живу за городом, поэтому очень приятно выходить на какие-то мероприятия, дефиле, выступления, концерты.
- TENGRINEWS:
А фильмы какие смотрите?
- Наталья Аринбасарова
Набегавшись за целый день с моим внуком Тимурчиком, вечером я падаю на диван и смотрю сериалы (смеется). Потому что моя дочь снимает в основном сериалы. Она у меня пишет, две книги вышли. Так вот она написала сценарий "Опасные танцы", использовав все, что я ей рассказывала о нашем балетном детстве. Она все вписала в свой сценарий, подала на конкурс и выиграла господдержку. Сняла этот фильм, год назад была премьера. Но в основном она снимает художественные сериалы. Причем не успевает закончить один, ей уже предлагают другой. Поэтому я должна быть в курсе всего, что происходит. Ну и просто расслабиться тоже нужно (улыбается).
Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Какой у вас любимый сериал?
- Наталья Аринбасарова
Я люблю ретросериалы Валерия Тодоровского. Это уже настоящее, очень серьезное кино. Вообще, я думаю, что будущее за сериалами. Потому что люди мало стали ходить в кино. Что ему куда-то идти, когда он может лечь на диван и посмотреть фильм? Сейчас такие телевизоры, что можно в Интернет войти и по заказу посмотреть что угодно
- TENGRINEWS:
Вообще, что сейчас происходит в киноиндустрии?
- Наталья Аринбасарова
Сейчас все хотят работать, зарабатывать. Егор мне даже как-то сказал: "Знаешь, мам, иной раз пригласишь актера, а у него прямо баксы в глазах".
Многие молодые актеры снимаются сразу в нескольких фильмах. Я, например, никогда так не могла, даже в двух фильмах трудно сниматься. Я должна была полностью погружаться в роль. А они с поезда сразу на съемку, потом опять на поезд на другую картину, лишь бы заработать побольше. Такая сейчас жизнь, такие правила игры. Им же важно, какая у них машина, какая квартира. Все это понты, понимаете?
Мне это все не нравится. В современном кино трудно на площадке. Актеры репетируют, а режиссера нет рядом. Он где-то там сидит в каком-нибудь сарайчике или палатке за монитором и смотрит, как складывается кадр. Большая часть моей жизни прошла, когда с режиссером разговариваешь, от него получаешь энергию. Это было какое-то таинство, плетение кружев. Когда обсуждали, когда режиссер сидел под камерой и вдохновлял тебя своими глазами. Сейчас все это ушло, конвейер.
Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Смотрите казахстанское кино?
- Наталья Аринбасарова
Сейчас совсем не знаю, что снимают. Очень мало смотрю. Давно не была на фестивале, но на "Киношок" Ирина Шевчук всегда приглашает казахстанских кинематографистов, и всегда фильмы берут призы. Например, наш фильм "Нежданная любовь", где я играю городскую старушку, в которую влюбился сельский старичок. Прелестный фильм, который дает надежду, что любовь в любом возрасте может случиться. За эту картину мы получили на фестивале пять призов. А я и Нуржуман Ихтимбаев – за лучшие роли. Иногда там удавалось что-то посмотреть, но я уже несколько лет туда не езжу, потому как внук (смеется). И это для меня самое важное.
- TENGRINEWS:
С кем из своих режиссеров вы пошли бы в разведку?
- Наталья Аринбасарова
Режиссеры такие, знаете… (смеется). Сколько было случаев, когда режиссер видит, что опасные кадры, но он не выключит камеру, не закричит: "Стоп!". Дожмет до конца. Помню, в фильме "Молитва Лейлы" Сакена Нарымбетова я играла тетю Катиру. Это моя первая характерная роль, и я очень благодарна, что Сакен мне помог перейти на возрастные роли.
Я играла солдатку тетю Катиру, водителя грузовичка военного образца, который она ласково называла "Захарушка". И вот в степи этот Захарушка заглох у меня. Я начинаю заводить его заводной ручкой, и вдруг он поехал. По сценарию я его хватаю, и этот грузовик волочит меня по пыльной дороге. Ждали каскадера полдня, так он и не приехал. Я говорю: "Давайте я сама". А мне уже было 55 лет (улыбается).
Я вспомнила все эти пытки, когда конями разрывают человека. Этот грузовик волочил меня, а я как бы кричу по сценарию. Но самое страшное - это заводная ручка, которая вертелась у меня перед носом. Я думаю: "Если она выскочит, снесет мне лицо". А потом Сакен говорит: "Слушай, я так испугался, ты так орала". Ага, испугался, а "стоп" не сказал (смеется). Такие вот они, режиссеры.
- TENGRINEWS:
Вы ощущаете себя российской, казахской или, может быть, как это сейчас модно говорить, азиатской актрисой, европейской?
- Наталья Аринбасарова
Я считаю себя советской актрисой. Я родом из той великой страны, которую мы потеряли. Эта великая эпоха ушла, и я надеюсь, навсегда. Но тем не менее я очень благодарна, потому что советская власть дала мне великолепное образование. Я благодарна Казахстану за то, что училась в Академическом хореографическом училище при Большом театре и Казахстан платил за наше обучение. Мы были на полном государственном обеспечении. Разве сейчас такое возможно?
Я счастлива, что мои дети прошли советскую школу. Я очень благодарна этому времени. Ну и, конечно, все мои значительные роли прошли в советском кино. Я, будучи казашкой, начала сниматься в Киргизии, многие думали, что я киргизка. Наверное, я переиграла все национальности: башкирку, якутку, бурятку, японку, китаянку. Снималась на всех киностудиях Советского Союза. Сейчас это все уже очень сложно. А работала я всю жизнь, больше двадцати лет на "Мосфильме". Мы были штатными сотрудниками, нам давали наряд, и мы его отрабатывали на разных киностудиях.
Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Все ваши бывшие мужья в свое время уехали кто куда. Почему вы остались? Почему не захотели последовать хотя бы за одним из них?
- Наталья Аринбасарова
Когда я училась во ВГИКе, у нас же там иностранцы тоже учились. Были у меня поклонники, которые предлагали выйти за них замуж и уехать. Я говорила: "Нееет, я не променяю свою великую страну на вашу". Я не променяю свою страну ни на какую другую. Правда, когда я попала в Японию… Это удивительная страна. Такой порядок, такие люди деликатные. Тогда я подумала: "Если бы я знала японский язык, если бы я была там востребована, в этой стране я могла бы жить". А так нет.
Мужья уезжали в поисках чего-то, потом возвращались. Николай Львович Двигубский, мой второй муж, родился во Франции. Когда мы расстались, он туда и уехал. Прожил там в замке в Нормандии, у него была чудная жена Франсуаза. Но все-таки закончилось трагично, он застрелился. Эльдор Уразбаев (прим. - третий муж Натальи Аринбасаровой) ушел из жизни в Америке и завещал, чтобы его прах развеяли над океаном. Такие вот интересные судьбы.
- TENGRINEWS:
То есть для вас это принципиальный вопрос? Хотя вроде бы эти принципы споткнулись однажды о Японию.
- Наталья Аринбасарова
Ну, это я шучу, конечно. Мы так были воспитаны. И всегда, даже когда я в советское время ездила за границу на фестивали, недели советских фильмов, я очень гордилась своей страной.
- TENGRINEWS:
Начиная с 1965 года вы, за редким исключением, снимались в одной и более картинах ежегодно вплоть до 2019 года. Как вы считаете, почему вы были и остаетесь так востребованы?
- Наталья Аринбасарова
Не знаю (смущенно пожимает плечами). Вообще, я очень дисциплинированная. Кроме того, что я, наверное, неплохая актриса (смеется). Думаю, что со мной легко. Я не капризничаю, не требую себе определенных условий, как современные актрисы. А потом я всегда была очень работоспособна. Балетная школа научила нас умирать, но продолжать работать. В "Молитве Лейлы" у нас как-то была ночная съемка и очень сложные условия. Мы были в каком-то здании, которое продувалось со всех сторон. Я смотрю, все молодые уже попадали: один в одном углу спит, другой в другом. И сидим по струнке всю ночь только я и Баадур Цуладзе, актеры старшего поколения. Может быть, это ценят. Может, потому что я известная и даю какой-то статус фильму.
- TENGRINEWS:
У вас есть любимая роль?
- Наталья Аринбасарова
Моя самая-самая любимая роль - это Маншук Маметова. Я тогда была молоденькая, всего 22 года. Эта роль мне лично как человеку очень много дала. Мажит Бегалин (прим. - режиссер фильма "Песнь о Маншук") фронтовик, потерявший руку на фронте. Сами съемки были интересными, все было приближено к реальному. Я так уставала! Задымленные кадры, грязь, вся в земле, в копоти. Приходила со съемок в гостиницу и не было сил сразу мыться. Я падала на коврик у кровати, спала часа два и потом только вставала, чтобы принять душ. А главное, мы снимали в Беларуси, где полно воспоминаний о войне. Очень много памятников, музеев, танки стоят. Ощущение, что каждая пядь земли полита человеческой кровью. Ведь в Беларуси каждый четвертый погиб во время войны. Ну, и принесла мне эта роль больше всего наград (улыбается).
Кадр из фильма "Песнь о Маншук". Фото ©РИА Новости- TENGRINEWS:
Вы сами никогда не хотели попробовать себя в режиссуре?
- Наталья Аринбасарова
Нет. Когда-то Нея Зоркая, кинокритик, преподававшая на высших режиссерских курсах, говорила мне: "Наташенька, мы для тебя держим место. Давай, поступай". Я сказала: "Нет, Неичка, не в свои сани не садись". Вот Катя у меня и Егор – оба лидеры, оба режиссеры. Так что я без работы не останусь (смеется)
- TENGRINEWS:
Ваш первый супруг называл вас однажды чистым листом. Вы себя чувствовали такой на тот момент?
- Наталья Аринбасарова
Тогда мы уже поженились и закончили съемки "Первого учителя". Был Новый год, и Андрей (прим. - Андрей Кончаловский, режиссер) отправил меня в Москву пораньше. Написал что-то на листочке, сложил его вчетверо и сказал: "Передай моей маме, но дай слово, что не прочитаешь". Я приехала и отдала маме, так и не прочитав. Потом прошло много лет, и мама сама рассказала мне, что там он написал: "Посылаю тебе чистый лист бумаги. Что мы на нем напишем, то и будет".
Наталья Аринбасарова и Андрей Кончаловский. Фото с сайта biographe.ruСейчас эту фразу немного исковеркали. Я была совсем молоденькая, мне только исполнилось 18 лет. Но и тогда я уже не была чистым листом, у меня была за плечами школа, академическое образование – история театра, балета, музыкальная литература, всех композиторов изучали, широкое образование было, кроме школьных предметов. Но я была совершенно не искушенным человеком, в этом смысле я была чистым листом.
- TENGRINEWS:
Последний, возможно, немного лиричный вопрос. В 1966 году вы получили приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале "Золотой кубок Вольпи", обойдя саму Джейн Фонду, что на тот момент было просто поразительно. В этом же году родился ваш первенец, сын. Можете ли вы сказать, что 1966 год был самым лучшим в вашей жизни?
- Наталья Аринбасарова
Никогда об этом не думала, но вот сейчас вы задали мне вопрос, и я теперь думаю, что да. Мне тогда исполнилось всего 20 лет. В начале года у меня родился долгожданный Егор, а в конце, в сентябре - кстати, в сентябре у меня еще и день рождения – я получила этот кубок за лучшую женскую роль. Никак не ожидала и ни на что не рассчитывала. Там такие претендентки были! Не только Джейн Фонда, но и Джулия Кристи, и Игрид Тулин. Вообще, они все великие. Этот год получился очень счастливый, очень!
Интервью записано посольством Казахстана в России